Опытно-экспериментальная деятельность.


Дидактическая игра  «Выложи узор по схеме»
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку или детям схему. По ней он должен выкладывать рисунок  из  цветных пробок нужно размера и цвета. Для усложнения берутся крышки разного диаметра и цвета.  
Опыты с водой


1.Вода  прозрачная.
Перед  ребёнком  стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? 

2.У воды  нет  вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.У  воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи, соль   для    ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья.


4.Лёд–твёрдая  вода
Взять кубики льда. Поместить их в  стаканчик, ребёнок должен следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить  внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы ребёнок обратил внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода. 

5. Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы ребёнок увидел пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
 

6.Вода жидкая, может течь.
Дать ребёнку  два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. 

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У  ребёнка  два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась). 

8.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать ребёнку стаканчик с водой разной температуры. Ребёнок определяет, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

9.Вода не имеет формы
Предложить ребёнку рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить ребёнку налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Игры для детей весной
Игры для детей весной дома  настолько разнообразны, что веселую и полезную прогулку можно совмещать с развивающими занятиями, которые сформируют у ребенка любознательность и наблюдательность, помогут тренировать память и получать интересные сведения об окружающем мире. Часто уличные прогулки проходят в стихийном сценарии, и сами дети ищут себе занятия по душе. Однако лучшим вариантом является планирование родителями определенных занятий, тогда и малыш будет бежать на улицу с удовольствием и время, проведенное на прогулке, принесет двойную пользу.
Первым делом необходимо учитывать специфику этой поры года. К примеру, в зимний период основными развлечения становятся раскатанные горки и увлекательные ледяные дорожки, а летом детское воображение занимают природные просторы, на которых можно резвиться и отдыхать. А вот весной наступает сезон, когда гуляющие малыши особо нуждаются в родительском участии, ведь погода еще нестабильна, и не всегда можно порезвиться на детских площадках.
Весна – это время пробуждения природы, поэтому вместе с детьми можно заняться изготовлением разнообразных поделок, на весеннюю тематику и проводить несложные эксперименты с растениями.
«Деревья из элементов пазла»
Наверняка в доме есть не мало «остатков» от купленных пазлов. Большая часть элементов бесследно теряется, а оставшиеся трудно использовать по назначению. Поэтому соберите всё, что уцелело и займитесь с ребенком созданием увлекательной поделки. Вырежьте и приклейте из цветной бумаги ствол и ветви дерева, выбирайте масштабы побольше, пусть дерево будет сантиметров 50, а можно и больше. Теперь клеим элементы пазла на ветки дерева, и смотрите – «голое» деревце покрылось весенней густой листвой. Такие развивающие игры для детей весной помогут с пользой скоротать время в дождливый день.
«Радуга»
Это явление нередко можно наблюдать поздней весной после дождя. Попытайтесь дома, воссоздать это разноцветное чудо.
Для этого Вам потребуются некоторые заготовки разноцветной бумаги:
- Красный кружок диаметром 23 см.
- Оранжевый кружок диаметром 20 см.
- Желтый кружок диаметром 18 см.
- Зеленый кружок диаметром 15 см.
- Синий кружок диаметром 13 см.
- Фиолетовый кружок диаметром 10 см.
Малыш сам может вырезать эти кружочки по нарисованным линиям. Затем просто наклеивайте по центру круги один на другой, а когда клей просохнет, разрежьте набор кружков пополам и склейте концы их тыльных сторон, заранее проделав петельку для будущей веревочки. Такой радужный фонарик станет прекрасным украшением для дома.
«Весенняя веточка»
В начале весны, во время прогулки насобирайте недавно сломанные веточки с сохранившимися набухшими почками, а дома поместите их в вазу с водой. Малыш может непосредственно наблюдать, как из почек появляются листики. А свежая зелень придаст вашему дому атмосферу весны и свежести.
«Мини-огород» на подоконнике в детской комнате.
Часто мы стремимся развивать в своих детях теоретические знания, забывая о том, что практические навыки обучают наших малышей ничуть не хуже и окажутся полезными в будущем. Итак, как, проводя развивающие игры для детей весной, можно развить и практические навыки?
- в подготовленное блюдце, заполненное камушками и водой, поместите отрезанную верхнюю половину морковки. Поместите блюдце в темное место, подальше от прямых лучей. А уже через пару дней вы заметите первые ростки, а со временем и густое зеленое растение. Такие эксперименты сопровождайте простыми и интересными рассказами, о том, как растут овощи и фрукты. Так ваш малыш получит основные знания по природоведению и первые уроки труда.
- в марте - апреле установите в комнате ребенка небольшой ящик с землей и вместе посейте в нем семена петрушки, укропа, лука-сеянки. Теперь у малыша есть ежедневное занятие - ухаживать за своим «мини-огородом»: поливать, вспушивать землю и наблюдать за ростом урожая. А уж когда, вы приготовите первый салатик с выращенной петрушкой или первый супчик с укропом, не забудьте похвалить своего юного земледельца.
Естественно, при всех этих земельных занятиях, важно, чтобы малыш принимал непосредственное участие во всех процессах, по ходу рассказывайте ребенку различную дополнительную информацию о растениях. 
Игры для детей весной на улице
Для любого ребенка процесс прыгания, лазания и бегания является не только приятным, но и необходимым. Для малышей, это прекрасная возможность развивать крупную моторику и оттачивать координацию движений, а для деток постарше вклад в физическое развитие организма, формирование ловкости и выносливости. Поэтому подвижные игры для детей весной на улице просто незаменимы для растущего организма, укрепляют мышцы и иммунитет малыша.
«Лягушата»
На площадке рисуется мелом круг, символизирующий болото. Малыши бочком стоят вдоль круга, как лягушата на берегу болота. Взрослый читает стишок:
Поскакали по дорожке, лягушки, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
В это время малыши прыгают друг за другом по кругу. А когда стих окончен, нужно запрыгнуть в круг.
"Капитан дальнего плавания"
Весной начинает таять снег, по двору текут бурные реки, образовывая много луж и небольших ручейков. Это самое время для построения и запускания корабликов, этот процесс очень любят все дети. Конечно, сделать кораблик вместе с малышом лучше заранее дома. Подойдут любые подручные средства: кораблик из обычной бумаги, сложенный старым известным методом или мини кораблик из скорлупы ореха, а то и вовсе большой корабль из пенопласта.
Выйдя на улицу, найдите подходящий ручеек или пусть малыш его сделает сам, при помощи лопатки расчистив место для водного потока от палок и снега. Запускайте кораблик, а может даже не один, пусть мамин кораблик из бумаги соревнуется с кораблем малыша из пенопласта, он-то наверняка выиграет, доставив немало радости крохе. Можно к судну побольше приделать веревочку и управлять им.
Как не крути, игры для детей весной на улице связаны с водой. И чтоб неугомонные непоседы сами не лезли в лужи, нужно превратить этот процесс в интересное и безопасное занятие. В первую очередь обуйте крохе и себе непромокаемую обувь. И, во-вторых, продумайте несколько «безопасных игр» с лужами: веточкой измеряйте глубины лужи, бросив кору дерева, посмотрите, как она будет держаться на воде и т.д. Малыш получит удовольствие, а вы чистого и здорового ребенка.
Второй вариант, вооружившись лопаткой, отправиться на возведение дамб на пути ручейков или просто соединять лужу с рядом бегущим ручейком. Малыш почувствует себя настоящим строителем, управляя водой и сооружая запруды.
Веселого вам время провождения!

Подвижная игра

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых участвуют небольшие подгруппы или вся группа детей.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,
увеличения подвижности нервных процессов.Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки,
дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Подвижная игра "Пузырь"
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется. Вариант игры: после слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

Подвижная игра "Воробушки и кот"

Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это — «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,— говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

 

Сюжетно-ролевые игры.

 



 Как правило, дети приходят во вторую младшую группу с элементарными умениями самостоятельно действовать с игрушками. Если ребенок не овладел игровыми действиями, воспитатель показывает их .
   На четвертом году жизни дети овладевают способами игровой деятельности — игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают навыки ролевого поведения.
Одним из эффективных приемов формирования игровых умений и навыков являются совместные игры взрослого и детей. Такие игры следует проводить не менее трех раз в неделю во второй половине дня.
Необходимо, чтобы сюжеты игр  были простыми, доступными пониманию ребенка, чтобы они отражали близкие и знакомые детям явления окружающей жизни: приготовление пищи, уборку помещения, стирку, лечение в поликлинике, поездку на транспорте и т. п.
В игре могут быть предусмотрены две-три активные роли . Например, сюжет игры «Поездка на поезде» включает две активные роли — машиниста и взрослого пассажира — и пассивную роль ребенка . Пассажиров может быть несколько, но содержание роли — одинаковым для всех.
Темы для игр  можно брать из известных детям сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.), а также придумывать самим, используя реальные факты и события («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели»).
Как правило, взрослый вначале сам выполняет главную роль, потом поручает ее ребёнку, помогая ребенку в затруднительных случаях. При этом взрослый продолжает участвовать в игре, взяв на себя второстепенную роль.
Важно, чтобы взрослый проявлял интерес к игре, эмоционально выражал свое отношение к ребёнку и к совершаемым действиям. При этом малыши расширяют сюжет, предложенный воспитателем, за счет новых игрушек и новых действий. Так дети переходят к активному игровому поведению. Стремление ребенка не просто передвинуть и переставить предмет, но и воспроизвести определенную эмоциональную атмосферу, свидетельствует о понимании им смысла игры. Постепенно у малыша формируется соответствующее отношение к тому, что он делает. Это позволяет ему самому развивать сюжет, вносить в него увиденное и услышанное. Игра становится разнообразной и интересной. Ребенок переходит от деятельности по готовому сюжету к деятельности по собственному замыслу.
Малыши, играя самостоятельно, любят использовать игрушки, с которыми действовал взрослый.
При организации игр в младших группах одной из важнейших программных задач является воспитание у ребенка умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях. В процессе игры педагог приучает воспитанников доброжелательно относиться друг к другу, не отнимать игрушки, не разрушать постройки. Чтобы предотвратить возникновение отрицательных форм взаимоотношений, педагог должен быть предельно внимательным к совместным играм детей, активно направлять и регулировать взаимоотношения воспитанников, которые на этой возрастной ступени еще только начинают складываться.
Неумение ребенка объяснить свои действия товарищу по игре, договориться с ним часто приводит к конфликтам, которые малыши не в состоянии самостоятельно разрешить. Поэтому в первое время нужно, чтобы взрослый  участвовал в совместных играх малышей.Взрослый подсказывает детям, как надо договориться, как вместе играть одной игрушкой, как распределить роли, поощряет хорошие поступки и осуждает плохие.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий